Неявность умения
Ясно, что или, вернее, знаний, лежащих в основе умения, — понятие относительное. Слова, наверное, более эффективное средство передачи умений в области элементарной алгебры, чем в плотницком деле, а в плотницком деле — чем в исполнении гимнастических трюков. Кроме того, хорошего инструктора отличает такая черта, как способность интроспективно выявить, а затем артикулировать для ученика многое из тех знаний, которые обычно остаются неявными.
Одно и то же знание, очевидно, является более неявным для одних людей, чем для других. Также ясно, что здесь имеют значение стимулы: когда обстоятельства сильно поощряют эффективную артикуляцию, порой удается достичь замечательных результатов. Например, было установлено, что в возникающих иной раз экстремальных ситуациях не так уж невозможно передать по радио устными командами достаточно информации об управлении небольшим самолетом, чтобы человек, слабо владеющий умениями пилота, смог вывести самолет на посадку.