Неопределенность
Вторая фундаментальная отличительная характеристика поиска — кругозор представителя фирмы, принимающего решения, вполне может охватывать идентифицируемые альтернативы, которые можно изучать и, возможно, постичь, но будет совсем не ясно, какая из них окажется наилучшей. Изучение осознанных альтернатив или внешних событий может выявить другие альтернативы, которые при первоначальной оценке ситуации даже не рассматривались. Как указывалось ранее, неопределенность и индивидуальные различия — структурные аспекты поиска. Ясно, что следует осмысливать и моделировать поиск как случайный процесс. И также ясно, что не следует при аналитическом исследовании этого процесса некритически применять формализм, постулирующий четко определенное множество осознанных альтернатив, которому не соответствуют никакие поведенческие реалии.
И наконец, поиск отличается, мы бы сказали, уставным характером. Реальные процессы поиска происходят в специфической исторической обстановке, и их результаты отчасти явно зависят от того, чем эта обстановка способствует решению проблем. То, что может быть найдено, в значительной мере состоит из плодов, побочных и остаточных продуктов деятельности по выработке информации, осуществляемой где-то в другой части общества. Таким образом, когда фирма занимается поиском, она напрямую сталкивается с ходом истории общества в целом, и поиск в период t совсем не то же самое, что поиск в период T> t.