Интеллектуальный центр
В рамках научного направления, которого находится в Гарвардской школе бизнеса, разработана концепция стратегии бизнеса в контексте ее связи с организацией фирмы. Особенно большое влияние оказал исторический анализ концепции, проведенный Чендлером (Chandler, 1962, 1967). Эта концепция стратегии обладает весьма характерными чертами. По крайней мере неявно, она включает признание основной предпосылки ограниченной рациональности: мир экономики слишком сложен, чтобы фирма могла в совершенстве в нем ориентироваться, и поэтому любые попытки фирм достичь процветания следует считать обусловленными субъективными моделями или интерпретациями экономической действительности.
Эти интерпретации ассоциируются со стратегиями, сознательно вырабатываемыми фирмами в качестве руководства к действиям. У разных фирм и стратегии разные: отчасти из-за различной интерпретации экономических возможностей и ограничений, а отчасти из-за того, что разные фирмы хорошо справляются с разными проблемами. В свою очередь потенциальные возможности фирмы заложены в ее организационной структуре, которая приспособлена к одним стратегиям лучше, а к другим луже. Таким образом, стратегии всегда ограничены организацией. Но и существенное изменение стратегии фирмы вполне может привести к значительному изменению ее организационной структуры8. Теперь должно стать очевидным, что нам эти направления анализа не чужды.