Альтернативные подходы современной ортодоксии
Альтернативные подходы можно выделить и обозначить как неортодоксальные, ибо им присуща большая забота о наглядном реализме при исследовании целей крупной коммерческой фирмы и соответственно готовность пожертвовать связью с нормативной ветвью современной ортодоксии. Такие предложения исходят из лагеря менеджеристов, о чем вкратце говорилось в гл. 2. Главное заблуждение ортодоксальной теории менеджеристы видят в том, что она отождествляет интересы фирмы с интересами тех контрагентов, которые часто абсолютно пассивны (акционеров), а не с интересами очевидно и непременно активных контрагентов (менеджеров). Хотя среди менеджеристов нет полного единодушия в ответе на вопрос: "а в чем, собственно, состоят интересы менеджера?", они солидарны в том, что, по крайней мере, частичный операционный ответ на этот вопрос связан с некоторым мерилом размера или роста фирмы, и здесь возникает большая зона возможных расхождений между интересами акционеров и менеджеров. Однако нельзя не заметить, что погоня за размером фирмы как долгосрочная цель влечет за собой заботу о ее рентабельности в краткосрочной перспективе. Из-за этого, а также по той причине, что менеджеристский анализ проводится обычно с помощью тех аналитических инструментов, к которым приучила ортодоксия, менеджеризм в некоторых аспектах остается довольно умеренной ересью. Возможно, он снова ассимилируется в основной конфессии при каком-нибудь "экуменическом" движении будущего. Может быть, его начнут трактовать как усовер шенствование в рамках ортодоксальной теории, а не как альтернативу последней — усовершенствование, которое можно хорошо приспособить к некоторым довольно узким прикладным сферам типа моделей "потребления менеджерами по месту работы" и определенных проблем, связанных с корпоративными финансами