Социальные налоги

Во всех странах анализируемой совокупности наниматели и работники обязаны уплачивать взносы на социальную защиту. В Дании и Нидерландах эти взносы дополнительно взимаются в составе индивидуального подоходного налога.

Взносы на социальную защиту во всех странах увеличивают издержки производства нанимающей корпорации. Как правило, такие взносы также вычитаются из дохода работника, облагаемого индивидуальным подоходным налогом. Исключение составляют Швеция, Испания, Ирландия, Норвегия и некоторые другие страны.

Обязательные отчисления на социальную защиту включают взносы на страхование от безработицы, на пенсионное обеспечение, на медицинское обслуживание и временную нетрудоспособность и некоторые другие более мелкие взносы (например, на страхование от несчастных случаев на производстве). В табл. 5 приведены агрегированные ставки отчислений отдельно нанимателя и работников и общие ставки.

В 1991 г. общая сумма взносов нанимателя и работника в западноевропейских странах изменялась от 7% в Соединенном Королевстве на низкую заработную плату до 58,6% в Италии, нанимателя — от 5 до 50%, работника — от О до 18,6% (см. табл. 5). В среднем по Западной Европе суммарная ставка составляла 31,2%, в том числе нанимателя — 21,9%, работника — 9,4%. Высокие ставки взносов на социальную защиту были установлены в Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Италии, Греции, Германии и Швеции, относительно низкие ставки — в Великобритании (Соединенном Королевстве), Ирландии и Норвегии. В США суммарная ставка в течение всего десятилетия составляла 21,2%, что на 11 пунктов ниже, чем в среднем по Западной Европе. Важно также, что система социального страхования стран с низкими обязательными социальными взносами (США, Великобритания,

Люксембург, Норвегия, Швейцария) предоставляет работникам широкие возможности дополнительного пенсионного и иного страхования с вычитанием добровольных взносов в определенных пределах из облагаемого дохода физического лица.

В 2000 г. по сравнению с 1991 г. агрегированные ставки социальных платежей увеличились для работодателей в 9 странах: в Австрии (на 5,7 пункта), Бельгии и Германии (на 1,9 пункта), Греции (на 5,1 пункта), Нидерландах (на 6,8 пункта), Норвегии (на 4,1 пункта), Великобритании (на 3,2 пункта), Финляндии (на 1,5 пункта), Швейцарии (на 2,1 пункта). Ставки социальных платежей с работников возросли в 13 странах: в Австрии (на 2,6 пункта), Бельгии (на 1,5 пункта), Германии (на 1,9 пункта), Греции (на 1,4 пункта), Дании (на 9 пунктов), Испании (на 0,4 пункта), Италии (на 0,6 пункта), Люксембурге (на 7,9 пункта), Великобритании (на 1 пункт), Финляндии (на 3,7 пункта), во Франции (на 2,5 пункта), Швеции (на 7 пунктов), Швейцарии (на 2,1 пункта).

Уменьшились ставки социальных взносов с нанимателей в 6 странах: в Испании (на 3,2 пункта), Исландии (на 1,5 пункта), Италии (на 3 пункта), Люксембурге (на 3,6 пункта), Португалии (на 0,7 пункта) и Швеции (на 6,1 пункта), остались неизменными ставки в США и Ирландии. Снизились ставки взносов с работников в Ирландии (на 1,3 пункта) и в Нидерландах (на 9,1 пункта), остались неизменными в США, Исландии, Норвегии и Португалии.

В Польше ставка социальных взносов с нанимателей уменьшилась с 48,5 в 1997 г. до 18% в 2000 г., а ставка социальных взносов с работников, напротив, возросла с нуля до 18,7%. Суммарная ставка стала равной 36,7%, что на 10,3 пункта ниже, чем в 1995 г.

Суммарные ставки взносов нанимателя и работника не изменились в США, увеличились — в 12 странах, уменьшились — в 5 странах. Средняя невзвешенная ставка взносов с нанимателей чуть увеличилась с 21,9 до 22,8%. Средняя ставка взносов с работников возросла на 1,8 пункта с 9,4 до 11,2%, а суммарная ставка также возросла на 2,8 пункта с 31,2 до 34% (см. рис. 2). Это значит, что превалировала тенденция к росту ставок социальных платежей в большинстве стран Западной Европы (см. рис. 2).

В половине стран (США, Сингапур, Австрия, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Нидерланды, Люксембург и Швейцария) существуют максимальные границы заработка, с которого взимаются социальные взносы, что понижает степень налогообложения высоких заработков. Эти границы варьируются от 35 тыс. до 88,5 тыс. долл. США в год (приблизительно от 1,5 до 3 средних заработных плат). Это объясняется тем, что социальные блага, на которые производятся отчисления, носят ограниченный характер: государственная пенсия, пособия по безработице и временной нетрудоспособности не могут превышать установленных пределов. Работник, имеющий высокий заработок, может покупать страховые полисы на улучшенное медобслуживание, дополнительную пенсию и т.п. Часть этих затрат может вычитаться из облагаемого дохода работника.

В России суммарные начисления на заработную плату, включая транспортный налог и налог на нужды образования, в 1995 г. составляли 42%, что на 3 пункта выше, чем в 1992 г. Отчисления от заработной платы работников 1% в Пенсионный фонд можно считать символическими, однако интегральная ставка социальных платежей в России составляла 41,5% в 1996-1997 гг., что на 8,7 пункта выше, чем в среднем в странах Западной Европы в 1997 г. В 2000 г. за счет отмены платежей в фонд занятости ставка составляла 39,5%, что на 7,1 пункта выше среднеевропейской (см. рис. 2). По Налоговому кодексу РФ в 2002 г. суммарная ставка с работодателей — юридических лиц (кроме сельскохозяйственных производителей) составляла 35,6% (28% в Пенсионный фонд, 4% в фонд социального страхования и 3,6% в фонд медицинского страхования). Полезным новшеством явилось введение регрессивной шкалы социальных взносов. Регрессия начинается с сумм заработка свыше 100 тыс. руб. — ставка 20%, свыше 300 тыс. руб. — ставка 10% и свыше 600 тыс. руб. — 2%.

Комментарии запрещены.



Карта сайта