Легальные ретроскидки

Среди практиков распространено мнение, что после принятия товаров к учету изменение их цены по желанию участников сделки недопустимо. Другими словами, ретро — скидки не имеют права на существование. На самом деле это не так.
Изменение цен задним числом. Цена договора определяется по соглашению сторон. Ее можно изменить и после подписания контракта — в порядке, предусмотренном законом или договором (п. 2 ст. 424 ГК РФ). Поэтому, чтобы ретроскидки были правомерны, в договоре нужно закрепить условия, при которых цена товара может быть уменьшена на сумму скидки.
Далее, в договоре лучше отдельно оговорить возможность предоставления скидки покупателю после оплаты им отгруженного товара по цене без скидки. Зачем это нужно? Чтобы выполнялось условие о прекращении обязательств «надлежащим исполнением» (п. 1 ст. 408 ГК РФ).
Напомним, по договору купли — продажи продавец обязуется передать товар в собственность покупателю, который в свою очередь обязуется товар принять и оплатить. Получается, что, когда покупатель товар получил и оплатил, обязательства прекращаются. Поэтому изменение цены в таком случае под вопросом, и появляется риск переквалификации скидок в премии.

Чтобы не допустить этого, можно включить в договор такой пункт: «При выполнении покупателем соответствующих условий договора цена товара определяется с учетом предусмотренной договором скидки. До возникновения обстоятельств, которыми настоящий договор обусловливает предоставление скидки, расчеты между сторонами проводятся исходя из стоимости товаров без учета скидки. При возникновении указанных обстоятельств излишне оплаченные покупателем суммы подлежат возмещению в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором». То есть окончательная цена товара устанавливается, когда выполнено условие предоставления скидок. Именно тогда обязательства по оплате могут считаться исполненными, причем из расчета новой цены, уменьшенной на скидку.
Конечно, риск претензий налоговых органов все равно полностью не исключен. Например, налоговики могут не признать уменьшения НДС у продавца. С другой стороны, свободу договора никто пока не отменял. Поэтому шансы отстоять право изменять стоимость товара (применить ретро — скидки) у сторон сделки высоки, даже если этот товар и был ранее оплачен полностью.
НДС при ретроскидках. Больше всего проблем в связи с ретроскидками связано с оформлением уменьшения НДС. Инспекторы считают, что, изменив цену товара, компания — продавец должна исправлять налоговые декларации за «периоды реализации ценностей» (письмо ФНС России от 25.01.05. № 02 — 1 — 08/8).
Такой подход не вполне отвечает Налоговому кодексу. Декларации исправляются, если в текущем периоде компания выявляет в них ошибки или искажения, допущенные в прошлых периодах (ст. 54 НК РФ). Сомнительно, чтобы сознательный маркетинговый ход — предоставление скидки можно было бы приравнять к ошибке.
К тому же налог уплачен продавцом в большем объеме, а не занижен. А если так, то внесение изменений в декларацию становится не обязанностью, а правом налогоплательщика — об этом говориться в статье 81 НК РФ.
До момента, пока не возникло право на ретроскидку, стороны рассчитывались исходя из цены товара без скидки. И в договоре сказано, что цена товара определяется с учетом ретроскидки только при выполнении определенного условия. Например, когда покупатель перевыполнит план закупок. Если же это условие выполнено не будет, то сохраняется первоначальная цена товара — та же, что указана в накладных. То есть ни счета — фактуры, ни документы на отгрузку с ценой без скидки не являются ошибочными. Значит, принять НДС к зачету по таким документам компания — покупатель имеет полное право.
Все эти документы не станут ошибочными и после выполнения «скидочного» условия. Поэтому ни у продавца, ни у покупателя нет повода подавать уточненные декларации и пересчитывать налоговую базу.
Оформить предоставление ретроскидок можно отрицательными счетами — фактурами и накладными (или вместо последних использовать уведомление о проценте и размере скидки). В накладных перечисляются товарные позиции, но вместо цены единицы товара указывается скидка на него. Цена — скидка в накладной, так же как и в счете — фактуре, проставляется с минусом.
Правда, чиновники считают, что выставление отрицательных счетов — фактур не предусмотрено налоговым законодательством (письмо Минфина России от 29.05.07 № 03 — 07 — 09/09). На самом же деле в Налоговом кодексе нет прямого запрета на применение отрицательных счетов — фактур. Компания может для собственного спокойствия исправить ранее выставленные счета — фактуры. Или же не делать этого — раз нет указаний в законе (см., например, постановление ФАС Центрального округа от 21.12.06 № А36 — 1476/2006).
В чем преимущество отрицательных счетов — фактур? Почему имеет смысл их использовать? Для компаний — продавцов, имеющих клиентскую базу из нескольких сотен или даже тысяч покупателей, регулярное изменение документов на отгрузку и счетов — фактур — задача почти невыполнимая. А переход на премии не выгоден, поскольку продавцы понесут потери из — за невозможности уменьшить НДС. Не исключено, что именно из — за того, чтобы продавцы не смогли сэкономить на НДС, и предлагают чиновники такой сложный и трудоемкий подход к оформлению ретроскидок. Пример
Постоянный покупатель имеет право на 5 — процентный бонус (ретроскидку или премию). Приобретая товар на сумму 11 800 рублей, включая НДС, он получит бонус в размере 5 процентов от стоимости приобретенного товара в сумме 590 руб. (11 800 руб. х 5%). Разберемся в налоговых последствиях операции по реализации товара с применением разных видов бонуса у продавца. Ретроскидки. Покупная стоимость товара — 7500 рублей. Тогда налог на прибыль по данной операции равен 480 руб. ((11 800 руб. — 590 руб.)/ 118 х 100 — 7500 руб.) X 24%. НДС по реализованным товарам составляет 1710 руб. ((11 800 руб. -
- 590 руб.) X 18 : 118). «Входной» НДС равен 1350 рублям. По ретроспективной скидке налог сторнируется на 90 рублей. К уплате в бюджет — 360 руб. (1710 — 1350). Итого налогов — 840 рублей. Премия. Покупная стоимость товара — 7500 рублей. Тогда налог на прибыль по данной операции равен 458,40 руб. (11800 руб.: 118 X 100 — 7500 руб. — 590 руб.) X 24%. НДС по реализованным товарам составляет 1800 руб. (11 800 руб. х 18 :118). «Входной» НДС равен 1350 рублям. К уплате в бюджет — 450 руб. (1800 — 1350). Итого налогов — 908,40 руб
Осталось разобраться с отражением скидки в учете. Уменьшение НДС к начислению и возмещению должно отражаться у поставщика и покупателя в момент предоставления ретроскидки, закрепленный в договоре. Например, если продавец предоставит дистрибьютору скидку за выполнение плана закупок января, то отразить ее в учете и продавец, и покупатель должны 31 января, и скидка повлияет на величину НДС за январь. Если
скидка предоставлена продавцом за выполнение плана в течение I квартала на объем закупок, произведенный в этом же квартале, то в учете и продавец, и покупатель отразят ее 31 марта. Тогда скидка отразится на величине НДС в марте. Такой подход позволит нивелировать налоговый риск, поскольку налогооблагаемая база по НДС формируется с учетом скидки.
Налог на прибыль с учетом ретро — скидок. Разногласия по налогу на прибыль в основном связаны с включением ретро — скидок в состав расходов. Письма чиновников по этому поводу противоречивы. Так, в одном из них сказано, что ретроскидки нельзя включать в состав внереализационных расходов продавца (письмо Минфина России от 02.05.06 № 03 — 03 — 04/1/411). Однако для вывода, сделанного чиновниками, оснований нет — в НК РФ нет никаких уточнений, которые бы его подтверждали.
Дополнительный аргумент в пользу компании — разъяснения Минфина, где высказана противоположная точка зрения (например, письмо Минфина России от 09.08.05 № 03 — 03 — 04/1/155)о том, что скидки по результатам продаж за определенный период могут учитываться в составе внереализационных расходов.
Правила работы с ретроскидками
Компании — продавцу, чтобы не рисковать понапрасну, рекомендуется сделать следующее:
разработать внутренний документ (маркетинговую политику, положение о скидках или коммерческую политику), в котором формализовать условия предоставления скидок;
подробно описать условия (основания) получения скидок и премий в договоре с покупателем;
в пункте договора об условиях (основаниях) получения ретроскидки указать, что «на сумму скидки изменяется (уменьшается) цена товара ранее отгруженных партий» (со ссылкой на п. 2 ст. 424 ГК РФ);
включить в договор условие о расчетах между сторонами без скидок до достижения определенного момента;
зафиксировать во внутреннем документе или в самом договоре механизм расчета скидки. Например: «По состоянию на конец месяца (квартала, года) продавец по своим данным определяет объем приобретенного покупателем товара. Если по данным продавца покупатель приобрел товар в объеме, равном или превышающем установленный договором, после чего покупатель вправе претендовать на ретроскидку, то продавец предоставляет такую скидку»;
из договора должно четко следовать, что скидка предоставляется по каждому из товарных артикулов. Формулировка может звучать так: «При этом продавец определяет общую скидку на каждый товарный артикул как произведение стоимости всего объема товара данного артикула, закупленного покупателем за период, и согласованного в договоре процента скидки. Суммарная скидка должна быть равной стоимости всех закупок, произведенных покупателем за период, умноженной на согласованный в договоре процент скидки. Скидка с цены единицы товара каждого артикула рассчитывается делением общей скидки на каждый товарный артикул на количество товара этого артикула, отгруженного за период».
Документы, которыми стоит запастись на случай конфликта с налоговой
Компании — продавцу нужно подготовить документы, подтверждающие, что покупатель приобрел товар в объеме, равном или большем, чем установленный договором. Таким документом послужит, к примеру, карточка расчетов с контрагентом, заверенная подписью бухгалтера. Или другой внутренний документ, принятый для учета отгрузок.
Может понадобиться также подтверждение, что скидка предоставлена, оно направляется в адрес покупателя. Это может быть накладная, где по каждой позиции, по каждому артикулу указана скидка, количество отгруженного товара, общая скидка на каждую товарную группу, а также «Итого»общая сумма предоставленных скидок.
Следующий документ — отрицательный счет — фактура. Он также заполняется по каждой позиции, каждому товарному артикулу. В графе 4 такого счета — фактуры «Цена (тариф) за единицу измерения» указывается скидка по товарному артикулу без НДС. В графе 3 «Количество» проставляется количество отпущенного за период предоставления скидки товара (то есть месяц, квартал или год, на отгрузки которого будет распространена ретроскидка).
Те же правила безопасности распространяются и на выплату премий, за небольшим исключением: на премии нет нужды выставлять счет — фактуру, а скидка на текущую или последующие партии оформляется непосредственно в документах поставки.

Комментарии запрещены.



На главную e-mail для связи: Карта сайта